Арефа (Моногарова Мария Антоновна), монахиня
- Дата рождения: 1898
- Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, хутор Моногаров
- Дата смерти: 15.3.1989
- Место смерти: Калужская обл., Боровский р-н, с. Роща; похоронена около Рождественского храма на Роще
Родственники
- отец — Моногаров Антон, крестьянин
Образование
Постриг
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ... Изображение не найдено Монахиня Арефа (Моногарова) во время жизни в селе Роще
Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ... Изображение не найдено Домик в селе Роще, где монахиня Арефа (Моногарова) прожила полвека после лагеря
Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ... Изображение не найдено Могилка монахини Арефы (Моногаровой)
Ист.: Зосимова Пустынь в годы гонений ... Изображение не найдено Могилка монахини Арефы (Моногаровой) Изображение не найдено Табличка на могильном кресте монахини Арефы (Моногаровой)
Фотография предоставлена исследователем Ю. П. Садченковой
Другие сведения
Монахиня Арефа (в миру Мария Антоновна Моногарова), родилась в 1898 г. в крестьянской семье на хуторе Моногарове Орловской губернии, Ливенского уезда, Черкасской волости. Три года обучалась в сельской школе на хуторе Моногарове. В 1912 г. пришла в монастырь Зосимова пустынь под Наро-Фоминском, где несла послушания золотошвейное и другие рукодельные, а также была певчей, и временами работала по сельскому хозяйству.
После того, как в мае 1929 г. монастырь был ликвидирован, жила с одиннадцатью зосимовскими сестрами в ближайшей деревне Сотниковой, что находилась в одном километре от обители. Двадцать второго мая 1931 г. все они были арестованы. На следствии Мария говорила: «В деревне Сотниковой проживала группа монашек Зосимовской пустыни, которая представляла спаянную группу. Эти монашки, в том числе и я [Моногарова], были сильно обижены советской властью за то, что она от нас отняла монастырь. Нас иногда посещали крестьяне окружающих деревень. Мы же, в свою очередь, иногда бывали у монашек города Нары. В разговоре с ними говорили о нашем плохом житье, вспоминали житье в монастыре. В этом разговоре без неудовольствия на советскую власть, конечно, не обходилось. Я, со своей стороны, считаю советскую власть безбожной, и за такую власть молиться грешно. Советская власть в своей борьбе арестовывает совершенно невинных людей, а именно нас, монашек. Нас арестовали за то, что мы верим в Бога. Такое действие со стороны советской власти иначе, как гонение на религию, назвать нельзя».
Двадцать девятого мая сестры, арестованные в Сотникове, были переправлены в Бутырскую тюрьму. Проходили по делу, «возникшему из поступивших в Наро-Фоминский райаппарат ПП ОГПУ МО сведений, что... выше указанная группа в течение двух последних лет проводили антисоветскую агитацию против организации колхоза и других мероприятий Соввласти, проводимых в деревне». Никто из обвиняемых «виновными себя в антисоветской деятельности не признал». Следственное дело было представлено на внесудебное рассмотрение судебной тройки, которое состоялось 16 июля 1931 г. Мария Антоновна была приговорена к заключению в исправтрудлагерь сроком на три года. Была сослана на Соловки. Там она шила и стирала.
После ссылки Мария приехала в Боровск. Девушка — случайная попутчица привела ее в свой дом в деревне Тимашево, но мать девушки испугалась: «Что ты мне привела каторжницу!», и не пустила Марию в дом. Было уже поздно, и та села на крылечке и сказала, что никуда не пойдет и здесь умрет. Потом хозяйка сжалилась и впустила.
Мария устроилась работать нянькой в селе Высоком. В храме на Высоком служили два монастырских игумена: отец Лука и отец Пантелеимон. Мария начала прислуживать в этом храме, а затем приняла постриг от игумена Луки с именем Арефы. Имя Арефа дано было ей, по всей видимости, не случайно: день памяти мученика Арефы (24 октября/
Когда церковь на Высоком закрыли, м. Арефа перешла в храм Рождества Богородицы в селе Роща. Но в этом храме очень мало платили, прожить было невозможно, и м. Арефа стала работать алтарницей в Благовещенском соборе города Боровска. Ходила туда пешком. Во время войны она служила уже в Боровске, и вплоть до середины 1980-х годов.
Еще до войны м. Арефа познакомилась с монахиней Иоанной. М. Иоанна служила сначала на Роще, а потом псаломщицей в храме Димитрия Солунского в селе Рябушки. Им кто-то из знакомых оставил по завещанию домик в селе Роща, где они вдвоем и прожили полстолетия. Обе подрабатывали: м. Арефа шила, а м. Иоанна подшивала валенки местным жителям, также стегали одеяла. М. Иоанна хорошо пела и читала. У м. Арефы не было таких ярких данных. Во время совместной жизни м. Арефа была как бы в послушании у м. Иоанны. Надо сказать, что м. Иоанна была старше по постригу. После смерти м. Иоанны в середине 1980-х годов, м. Арефа перешла на ее место на Рябушках, т. к. этот храм был гораздо ближе к дому, чем Боровск. М. Арефа отошла ко Господу 15 марта 1989 г.
Из воспоминаний схимонахини Анны (Тепляковой): «М. Арефа жила недалеко от монастыря Пафнутиево-Боровского, и с ней жила монахиня из Аносиной пустыни, которая очень близка ей была, — м. Иоанна... Работали они в храмах алтарницами и пекли просфоры. М. Арефа долго не говорила, что она монахиня, и не открывала своего монашеского имени, называла себя Марией. Ее многие на Роще так и знают, как Марию. М. Арефа очень приятная была, ласковая, такая милая! Мы ее так полюбили, это невозможно передать. Хороший человек был! Потом она рассказала нам, что она — одна из сестер Зосимовой пустыни по Киевской дороге. М. Арефа была в молодости, наверное, очень красива, стройная такая. Ей было при нашей встрече уже лет 78, но кожа белая, лицо такое красивое было! И волосы совершенно не седые. У нее память прекрасная была. И хорошо, очень приветливо разговаривать умела. Но ни о ком, ни об одной другой монахине, она ни разу не проговорилась.
Почему монахини ехали в Боровск? Там продолжали работать два храма. В селе Роща посередине расположен Пафнутиев монастырь, а по двум концам села — две церкви, и обе не закрывались. Они и надеялись, что там найдут и прибежище, и получат какую-нибудь работу, и помолиться будет где. М. Арефа пекла просфоры сначала для храма в городе Боровске, а потом уж для тех, что около монастыря. А потом, уже в 80-х годах, м. Иоанна умерла, и м. Арефа осталась одна. Мы ездили в Боровск и после смерти м. Иоанны, до самой смерти м. Арефы, и хоронить ее ездили. Умерла м. Арефа в 1989 г. Обе они похоронены около храма на высоком берегу, оттуда Боровск виден. Там хорошее кладбище, и они похоронены рядом с храмом, у алтарной части» (Зосимова Пустынь в годы гонений ...).
Литература
-
Дар пастырский : Игумен Варсонофий (Худояров) / Худоярова Л. Ф. М., 2020. С. 17
-
Женская Зосимова пустынь / Мон. Зосима Верховская. М., 2008
-
Монашество Зосимовой пустыни / Мон. Зосима Верховская. М., 2010