Кошкин Александр Федорович, протоиерей
- Дата рождения: 1.12.1898
- Место рождения: г. Санкт-Петербург
- Дата смерти: 2.4.1967
- Место смерти: Калужская обл., г. Боровск; похоронен в Боровске у алтаря храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком
Родственники
- отец — Кошкин Федор
- жена — Кошкина (Куракина) Анна Васильевна (1905–16.6.1980). Подвизалась на подворье Пекинской миссии в Ленинграде, за что получила прозвище «Нюра Пекинская». В 1925 перешла в Творожковское подворье, где занималась с хором девочек (Калужский благовест. 2004. № 1. С. 5). Похоронена на Охте в Санкт-Петербурге
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Фотографии
Ист.: Митрополит Гурий (Егоров) Изображение не найдено Иеромонах Варлаам (Сацердотский) с братчицами. В среднем ряду первая справа Анна Васильевна Куракина (в замужестве Кошкина, супруга отца Александра)
Ист.: Бодрые духом ... Изображение не найдено Могилка протоиерея Александра Кошкина рядом с могилкой протоиерея Петра Шипкова Изображение не найдено Крест на могилке отца Александра Изображение не найдено Табличка на кресте
Фотографии предоставлены исследователем Ю. П. Садченковой
Другие сведения
Рассказ писателя, главного редактора журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» Людмилы Александровны Ильюниной (рукопись, по воспоминаниям матушки Анны Кошкиной, с которой Людмила Александровна была лично знакома):
До принятия священства Александр был инженером, строил мосты, был удостоен государственных наград за мостостроительство после войны. С детства Саша был верующим человеком, в юности побывал в Оптиной пустыни у старца Анатолия (Потапова), и тот предсказал ему священство и добавил странные слова: «Будешь священником и генералом».
Со своей будущей супругой Анной Васильевной Куракиной Александр познакомился на встречах возникшего в Санкт-Петербурге после революции в стенах Лавры Александро-Невского братства. У них был общий духовник — архимандрит Гурий (Егоров). Впоследствии, когда отец Гурий стал епископом Ташкентским, он призвал к себе Александра, и в 1949 году рукоположил во священника. Инженерный опыт пригодился отцу Александру при возведении молитвенного дома в Самарканде. Сменивший владыку Гурия на Ташкентской кафедре епископ Ермоген (Голубев) поручил отцу Александру курирование строительства большого Успенского собора в Ташкенте, которое велось под видом реконструкции старого храма. Этот собор выдержал страшное землетрясение 1966 года. Отцу Александру пришлось покинуть Ташкент после того, как владыка Ермоген (Голубев) в 1960 году был смещен с кафедры — власти не простили ему то, что в то время, когда по всей стране закрывали храмы, он строил новые.
До конца жизни отец Александр поддерживал отношения с владыками Гурием и Ермогеном, а также со своими сослужителями и сомолитвенниками по Среднеазиатской епархии — выдающимися священниками о. Борисом (Холчевым), о. Иоанном (Вендландом) — впоследствии митрополитом Ярославским, о. Александром Хархаровым (будущим архиепископом Ярославским Михеем), о. Сергием Никитиным — будущим епископом Стефаном. Все они во время «хрущевских гонений» на Церковь были рассеяны по всей стране. Батюшка Александр попал в Боровск.
От супруги отца Александра Анны Васильевны мы узнали не разглашавшуюся при жизни батюшки тайну: прожили они всю жизнь как брат с сестрой. Анна была монашеского устроения и не хотела выходить замуж. Александр долго ее просил стать его женой, тогда она поставила такое трудно исполнимое условие — сохранить монашество в миру, и молодой человек согласился — только бы быть рядом с любимой. Вся их жизнь прошла в глубоком взаимопонимании и любви. Матушка, человек образованный и талантливый, помогала отцу Александру в окормлении паствы — писала письма прихожанам с пространными выписками из святых отцов. Всю жизнь делала в «общих тетрадках» в 96 листов выписки из творений свт. Иоанна Златоустого и оптинских старцев: в то время нельзя было достать духовных книг, и эти тетрадки для людей были драгоценностью.
Когда батюшка Александр умирал, матушка сокрушенно спрашивала его: «Как же ты уходишь, ты ведь еще генералом не стал?». А он ответил: «Стал». Рассказывая об этом, матушка говорила: «Генералами в Оптиной называли старцев. А отец Александр действительно для многих стал утешителем и вымаливал людей».
Л. А. Ильюнина
__________
Воспоминания о матушке Анне Кошкиной писателя, главного редактора журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» Людмилы Александровны Ильюниной (рукопись):
Матушка Анна Кошкина происходила из аристократического рода князей Куракиных, но папа ее женился на простой женщине и потому был отвергнут семьей. Однако благородная кровь чувствовалась в этой мудрой и сильной женщине до конца ее дней. Она всегда была устремлена к «почестям высшего звания» — думала и говорила только о духовном, быт ее вообще не интересовал. Недаром, когда она спросила у своего будущего духовного отца (тогда еще иеромонаха) Гурия (Егорова), почему он однажды после службы попросил ее остаться и потом принял в им создаваемое братство, — она получила ответ: «Рыбак рыбака видит издалека». Молодая Анна Васильевна стала активной участницей Александро-Невского братства, а также поступила в Богословское училище при Лавре, которое успешно окончила в 1928 году. До конца дней она вспоминала с благодарностью преподавателей этого училища — епископа Григория (Лебедева), иеромонаха Варлаама (Сацердотского), братьев-монахов Егоровых — все они были исповедниками Христовыми. По благословению епископа Григория «Нюра Пекинская» — так называли Анну Васильевну в братстве, так как она была прихожанкой Пекинского подворья на Боровой улице, — стала постоянно делать выписки из книг святых отцов. Многим верующим такие рукописные тетрадки в советское время заменили книги. В этом труде ей помогала младшая сестра Раиса Васильевна Куракина — неутомимая молитвенница, она до самой смерти каждый день старалась попасть на Литургию и скончалась по пути в храм.
Очень многих людей укрепляли сестры Куракины в несении жизненного креста, посылая им на протяжении десятилетий письма с этими драгоценными по тем временам выписками не только из трудов св. отцов, но и из творений русских старцев, которых они особенно почитали.
Вместе с Анной Куракиной на Богословских курсах и в Александро-Невском братстве подвизался молодой инженер Александр Кошкин, он стал ее другом и потом попросил ее руки. Но девушка долго отказывала ему, она мечтала о монашестве. Духовник архимандрит Гурий (Егоров) благословил на «монашество в миру», но не в составе тайной общины, в которую входили некоторые члены Александро-Невского братства, а в семье. Анна и Александр были обвенчаны, но прожили всю жизнь как брат с сестрой, по сути выполняя то «братское миссионерское служение», к которому были призваны в молодости.
Члены православных послереволюционных братств старались воплотить христианскую веру в жизни, чтобы она из «храмовой» стала мировой, то есть направленной на просвещение и спасение не только тех, кто в храме, но и тех, кто, может быть, даже и воюет против всего святого. В деятельности своей братства руководствовались простыми правилами: помощь Церкви как денежная, так и личным трудом; служение ближним путем оказания медицинской, моральной и материальной помощи; домашние занятия с детьми по Закону Божьему; помощь заключенным. А, попросту говоря, для всех они были друзьями. И эту верную дружбу пронесли через всю жизнь. О чем могу свидетельствовать — уже в преклонном возрасте Анна Васильевна через переписку и благодаря телефонной связи не забывала своих старых друзей.
Вместе с супругом, когда он стал священником, Анна Васильевна переезжала с прихода на приход — сначала в Средней Азии, потом в России, и многих прихожан помнила поименно и поминала их в домашней молитве. Отец Александр упокоился намного раньше матушки, и, похоронив его рядом с храмом в г. Боровске, где был его последний приход, она более десяти лет прожила в своем родном Санкт-Петербурге (тогда — Ленинграде) вместе с сестрами Раисой и Ольгой. В последние годы матушка была серьезно больна и уже не могла выходить из дома, но никогда не унывала, бодрость духа у нее была необычайная.
В то время, когда мы познакомились, я училась в Университете, и каждый раз приходила в гости в коммунальную квартиру на Московском проспекте неподалеку от Обводного канала, наполненная какими-то новыми сведениями. С каким интересом Анна Васильевна расспрашивала меня о тех спецкурсах русской литературы, которые нам читали! С радостью вспоминала стихи, оставшиеся в памяти с ранней юности, вместе со мной готова была перечитывать Владимира Соловьева, Достоевского, Флоренского. До конца дней в матушке Анне жил великий интерес к жизни, желание узнавать новое, жажда общения.
Почти все тетрадки с выписками, сделанными матушкой Анной, достались мне в наследство, и хотя теперь все, что когда-то было переписано каллиграфическим почерком Анны Васильевны и ее сестры Раисы Васильевны, издано, я с трепетом перечитываю эти тетрадки, и как будто общаюсь с их душами — ведь они выписали из трудов святых отцов, из писем и поучений оптинских старцев то, что было особенно близко им, что тронуло их и взволновало их души почти сто лет назад.
Л. А. Ильюнина
Литература
-
Летописи Боровских храмов / Сост. В. И. Осипов. Боровск, 2022. С. 123
-
Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Кн. 1. Ч. 2. Боровский уезд / Сост. В. Легостаев. Калуга, 2008