Орлов Константин Семенович, протоиерей
- Дата рождения: 29.10.1882
- Место рождения: г. Петрозаводск
- Дата смерти: 21.12.1937
- Место смерти:
Родственники
- отец — Орлов Семен, чиновник
- мать — Орлова Любовь Ефимовна (род. в 1852)
- жена — Орлова Елизавета Максимовна (род. в 1885)
- брат — Орлов Николай Семенович (род. в 1897)
- брат — Орлов Михаил Семенович (род. в 1894)
- сестра — Орлова Любовь Семеновна (род. в 1892)
- сестра — Федорович Варвара (род. в 1890)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Ист.: За веру Христову. С. 386 Изображение не найдено Священник Константин Орлов.
Ист.: За веру Христову. С. 386 Изображение не найдено Священник Константин Орлов.
Из архива С. В. Суворовой Изображение не найдено Священник Константин Орлов.
Из архива С. В. Суворовой
Подробная биография
Священник Константин Орлов родился 29 октября 1882 г. в городе Петрозаводске Олонецкой губернии в семье чиновника Семена Орлова. В семье, помимо Константина, было еще 4 детей — Варвара, Любовь, Михаил и Николай. Константин получил пастырское образование в Архангельской духовной семинарии, которую окончил в 1903 г. По-видимому, семья Константина была небогата, так как были зафиксированы неоднократные случаи выдачи ему заимообразно денежных средств на обзаведение одеждой и обувью, в уплату за содержание на квартире, на проезд к родным и другие нужды[1] от Братства св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова — благотворительного учреждения для воспитанников и воспитанниц духовно-учебных заведений Архангельской епархии, существующего при Архангельской духовной семинарии с 1883 г. и оказывающего помощь нуждающимся воспитанникам. Следует отметить, что после своего выпуска из семинарии отец Константин остался членом-соревнователем Братства и в свою очередь помогал деньгами новым поколениям учащихся[2]. По сохранившейся информации Константин и учился и окончил семинарию по первому разряду и практически каждый год его старания в учебе отмечались награждением его книгами «за благонравие и отличные успехи в науках»[3]. Уже во время обучения Константин был отмечен как прекрасный оратор — его поучение в день памяти святого славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, произнесенное в семинарской церкви 8 мая 1903 г., было опубликовано в 10 номере Архангельских епархиальных ведомостей. Неудивительно, что начинающий проповедник в 1903–1906 гг. также являлся членом Православного миссионерского общества по архангельскому епархиальному комитету, информация о чем сохранилась также в вышеозначенной газете[4], а в епархиальных ведомостях за 1912 г. отец Константин был упомянут как член Архангельского епархиального миссионерского совета[5], то есть, на основании этих источников, мы можем заключить, что на протяжении всех этих лет отец Константин участвовал в деятельности миссионерских обществ.
13 сентября 1903 г. Константин был рукоположен во диакона и на следующий день — во священника[6] епископом Архангельским и Холмогорским Иоанникием II (Казанским) в Крестовой церкви г. Архангельска. Служение свое отец Константин начал в Воскресенской церкви[7] Борецкого прихода Шенкурского уезда Архангельской губернии[8], где сразу столкнулся со всеми сложностями проповедничества среди общества людей, разделенного расколом. Сложную ситуацию, в которой оказался молодой пастырь, охарактеризованную им как народное невежество и раскольнический фанатизм, отец Константин хорошо описал в речи, обращенной к посетившему его приход Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию II и в рапорте в Комиссию по делам раскола Архангельской епархии. Однако, несмотря на трудности, юный священник активно включился в противораскольническую деятельность и это нашло свое отражение в Отчете Комиссии по делам раскола за 1904 г., в котором было отмечено, что отец Константин не оставляет своих пасомых, блуждающих во тьме раскола, без вразумлений и наставлений: ведет с ними при всяких удобных случаях частные беседы о предметах веры и обряда[9]. Потому вполне закономерно, что уже в 1905 г. за труды на пользу Святой Церкви отец Константин был награжден епископом Архангельским и Холмогорским Иоанникием II (Казанским) правом ношения набедренника[10]. В 1906 г. молодой священнослужитель сделал два больших и значимых дела для своей паствы — основал и возглавил Свято-Серафимовское общество трезвости и открыл Верхне-Борецкую церковно-приходскую школу. Значимость этих начинаний трудно переоценить, так как злоупотребление алкоголем, как и недостаток учебных мест для детей, были на тот момент крайне острыми проблемами в вверенном ему приходе. Примечательно, что школа была устроена в здании, строившемся в центре села вблизи храма и предназначавшемся для винной лавки. Члены Свято-Серафимовского общества трезвости сумели выкупить здание и тем препятствовать распространению пьянства[11]. В течении всего времени служения в первой своей церкви отец Константин также являлся законоучителем в церковно-приходской школе и в Борецком и Городецком министерских училищах. Он также не оставлял своих трудов в деле борьбы с расколом — «по мере своих сил трудился в прежнем духе и направлении, т.е. главное свое внимание обращал на истовое отправление всех церковных богослужений и треб, постоянное произношение поучений, добросовестное исполнение законоучительских обязанностей по школам и т.п. Публичных собеседований со старообрядцами не вел, по своей нервности и слабости зрения. Вразумления же и наставления пасомым он всегда давал, особенно при требоисправлениях»[12]. Столь ревностная пастырская деятельность священнослужителя, наряду с не меньшей ревностью в проповедовании[13], была отмечена в 1908 г. награждением его правом ношения скуфьи[14]. В том же 1908 г. отец Константин, по неизвестным, к сожалению, нам причинам, начал просить о переводе его в другой приход[15], однако Архангельская духовная консистория не могла удовлетворить его просьбе, обязуя найти первоначально достойного кандидата на замещение его должности, потому отец Константин был переведен в Первосоломбальский приход лишь в декабре 1909 г.[16], успев побыть непродолжительное время исполняющим обязанности благочинного 5 округа Шенкурского уезда[17]. Особого внимания заслуживает прощание прихода с отцом Константином, прошедшее в обстановке искренней печали от разлуки с полюбившимся всем батюшкой — многие не могли сдержать своих слез, которые служили «лучшим доказательством любви, преданности и благодарности, которые питали пасомые к своему пастырю».
Церковная общественность во время всего служения отца Константина не переставала отмечать его выдающийся дар в деле проповедничества, очередное подтверждение чему мы видим в Архангельских епархиальных ведомостях за 1910 г., где согласно журнальному постановлению Проповеднического Комитета, утвержденному Его Преосвященством 9 июня 1910 г., ему выражается благодарность как одному из усердных проповедников Слова Божия, представившим в Комитет «живые, назидательные, задушевные и просто и общедоступно изложенные проповеди»[18]. Также в одном из других выпусков той же газеты тех лет мы видим, что про отца Константина сказано, что он «отличается особенною ревностию в проповеди и исключительно импровизацией»[19]. Еще следует отметить, что отец Константин был признанным проповедником трезвости, что можно увидеть в участии его 29 августа 1914 г. в большом собрании всех местных ревнителей и поборников трезвеннического движения под председательством о. протоиерея Воскресенской церкви М. И. Попова[20]. Заботы отца Константина охватывали не только его приход — с 1910 г. он стал действительным членом Архангельского Православного Беломорско-Карельского Братства во имя св. Архангела Михаила, основная цель создания которого заключалась в «просвещении беломорских карел в духе святой православной веры, в укреплении среди них православия, и в противодействии пропаганды финляндцев» и пробыл в этом качестве до 1916 г. включительно[21].
С 1910 г. по 1915 г. отец Константин занимал должность священника Николаевской церкви Первосоломбальского прихода города Архангельска и не позднее 1911 г. стал законоучителем и заведующим Первосоломбальской школы. Об успешности деятельности отца Константина на ниве педагогики мы можем видеть из нижеприведенной цитаты из Архангельских епархиальных ведомостей за 1911 г., особо отмечающих отца Константина и ряд других педагогов: «Большинство заведующих школами, законоучителей, учителей и учительниц общеобразовательных предметов, по отзывам о.о. наблюдателей, относились к исполнению своих обязанностей с должным усердием. Некоторые же выделялись из ряда других наибольшею ревностию к школьному делу»[22]. В той же газете за 1912 г. мы видим не только указание на особые ревность и усердие, с какой отец Константин преподавал Закон Божий в Первосоломбальской школе, но там же были отмечены труды и супруги отца Константина, Орловой Елизаветы Максимовны, преподававшей в той же школе девочкам рукоделие и шитье[23].
О личных качествах отца Константина свидетельствуют две заметки — одна, в которой благодарный пастырь провожает в последний путь своего предшественника — бывшего настоятеля Николаевской церкви, протоиерея Фантина Александровича Леонтьевского. В ней смирение и любовь отца Константина ярко выразились в его словах, обращенных к почившему наставнику. Из второй заметки видна забота отца Константина о своих прихожанах. Об этом свидетельствует его прошение к Епископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу (Троицкому) об Архипасторской благодарности для благочестивого попечителя, на протяжении многих лет помогающего процветанию прихода, в котором служил отец Константин.
25 мая 1912 г. отец Константин в День рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны сослужил Литургию Преосвященному Нафанаилу, епископу Архангельскому и Холмогорскому, в Кафедральном соборе города Архангельска во время которой был награжден правом ношения камилавки[24], которого он удостоился за заслуги по духовному ведомству[25]. А 11 ноября 1912 г. преосвященный Нафанаил совершил Литургию уже в Николаевской церкви[26], во время которой отец Константин произнес настоятельское поучение, уподобив описанное в Евангелии общение Господа Иисуса Христа с народом духовной связи между церковными пастырями и их пасомыми. Он призвал слушателей не отрекаться под влиянием лжеучителей от своих Богом поставленных духовных вождей (архиереев и священников), посещать усерднее храм Божий, где, по выражению св. апостола, «Сам Дух Божий ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римл. VIII. 20), и пожелал, чтобы подъем религиозного духа, возбужденный в присутствовавших в тот день на архиерейском богослужении, не угас и в будущем, приуготовляя их души к восприятию добрых семян веры и благочестия[27]. Также отец Константин, как настоятель, сослужил в 1912 г. на Всенощном Бдении в честь Юбилейного праздника Рождественской церкви г. Архангельска 4 декабря[28]. Известно, что в 1913 г. по приглашению Преосвященнейшего Нафанаила, Епископа Архангельского и Холмогорского отец Константин, в числе других городских пастырей, принял участие в прочтении воскресных проповедей в храме Никольского подворья[29], а в 1917 г. отец Константин читал проповеди в Архангельском Кафедральном соборе[30]. В 1913 г. отец Константин был признан кандидатом в Правление мужского духовного училища[31].
Летом 1914 г. отец Константин со своими ученицами из Архангельской женской прогимназии в Соломбале (Ольгинская женская гимназия), в которой он, предположительно с 1913 г., преподавал в должности законоучителя, начальницей гимназии и сопровождающими их взрослыми посетил с паломнической поездкой Соловецкий монастырь, о чем очень красочно написал в заметке «Экскурсия учениц Архангельской женской прогимназии в Соловецкий монастырь». В газете за 1916 г. упоминается также об экскурсии законоучителя о. Константина Орлова с ученицами 7 класса гимназии в Епархиальное древлехранилище[32].
27 января 1915 г. священник Константин Орлов был уволен от должности священника Первосоломбальского прихода[33] и продолжил свою деятельность как законоучитель 2-й женской гимназии, в которой 15 января 1917 г. была освящена домовая церковь во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и св. княгини Ольги. На это событие откликнулась царская семья. Телеграммой приветствовала и княжна Ольга Николаевна, под чьим покровительством находилась гимназия. На протяжении 1914–1917 гг. встречаются многочисленные упоминания о сослужении отца Константина Преосвященнейшему Нафанаилу, Епископу Архангельскому и Холмогорскому[34] и об участии его в прочих богослужениях[35]. 29 июня 1917 г. отца Константина наградили наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым[36]. Хотя в 1917 году Советская власть еще не пришла полноценно в город, но социализм уже вносил коррективы в церковную жизнь, что мы можем видеть из выступления отца Константина на собрании Союза духовенства и мирян 9 августа 1917 г., где он, как делегат на Всероссийском законоучительском съезде, сообщил, что «государственным комитетом по народному образованию Закон Божий собственно изгоняется, например, в комитет не допустили представителей законоучительства, что даже постановили первоначально, чтобы Закон Божий преподавался во внеурочное время, в виду чего приходы обязательно должны подавать свои голоса в защиту религиозно-нравственного обучения[37]».
1920 г. ознаменовался для всего Архангельска приходом в город Советской власти, а для священника Константина Орлова тремя важными событиями — назначением на должность настоятеля соломбальской церкви прп. Иоанна Рыльского и благочинного церквей г. Архангельска[38], а также первым задержанием и кратковременным заключением под стражей за «контрреволюционную агитацию». По-видимому, тогда же он был возведен в сан протоиерея. В 1923 г. отец Константин был вторично арестован и некоторое время содержался в заключении под стражей за «контрреволюционную агитацию», однако он, понимая, что рискует свободой и жизнью, вместе с другими архангельскими священниками и мирянами оказывал помощь ссыльным священнослужителям, делясь с ними последним. Епископ Софроний (Старков) писал из Соловецкого лагеря: «О. Константину и супруге его большое спасибо за сахарок и предпраздничный подарок, который я получил через о. Евгения Охотина. Трогательна его забота о ближних. Шлю привет и благословение всем батюшкам, в молитвенном общении со мною пребывающим, а также и Владимиру Ивановичу со всеми памятующими о мне архангелоградцами в надежде, что все они, связуемые союзом любви в единении между собою, будут творить Божие дело с неослабевающим усердием во славу Божию и благо Святой Церкви»[39]. В 1926 г. он был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как участник «контрреволюционной организации духовенства епископа Антония Быстрова» по делу Поваровых. Вину свою он не признал[40], но за помощь ссыльному духовенству по решению Особого совещания ОГПУ от 4 февраля 1927 г. его лишили свободы на 5 месяцев[41]. После освобождения он по-прежнему служил в Соломбале в церкви Иоанна Рыльского. 7 апреля 1932 г. митрополит Сергий (Страгородский) наградил его митрой по представлению Архангельского епископа Аполлоса (Ржаницына). Через несколько дней отца Константина арестовали по обвинению в «антисоветской агитации». В протоколе допроса от 13 апреля 1932 г. его рукой написано: «Утверждаю с чистой совестью, что контрреволюционной деятельностью никогда не занимался, не занимаюсь в настоящее время и не намерен заниматься в будущем. Орлов»[42]. В протоколе второго (и последнего) допроса от 25 апреля 1932 г. следователь зафиксировал отношение отца Константина к советской власти в следующих выражениях: «Все, что сейчас делается, есть наказание Господа, народ его заслужил, и Бог послал такую власть, которая разрушает храмы, [отменяет] праздники, изгоняет нас. Все эти события оправдываются Священным Писанием. Декрет об отделении Церкви от государства правильный, но на местах бывают случаи злоупотребления и нарушения его, не считаясь с запросами [народной] массы»[43]. По приговору особого совещания при Коллегии ОГПУ как участник «контрреволюционной группировки церковников» протоиерей Константин Орлов был выслан на 3 года в Нарымский край. По возвращении он продолжил служить в своем приходе вплоть до ареста в 1937 г. Верного пастыря Церкви Христовой снова обвинили в «контрреволюционной агитации» и участии в тайных богослужениях. Отец Константин был приговорен к высшей мере наказания тройкой УНКВД как участник «контрреволюционной группировки духовенства и церковников» и расстрелян 21 декабря 1937 г. В июне 1965 г. был реабилитирован посмертно.
В своей первой публичной проповеди, произнесенной 8 мая 1903 г. в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова — святого покровителя семинарской церкви — воспитанник VI класса семинарии Константин Орлов, обращаясь к своим соученикам, размышлял о том, как исполнить на деле наставление апостола Иоанна о любви друг ко другу: «Послушание старшим, доброжелательство к сверстникам, защита и посильная помощь по отношению к младшим и слабейшим нас — вот, пожалуй, и все, в чем мы сильны пока проявлять это доброе свое христианское чувство. Но … эта же теперешняя наша любовь послужит благодатным семенем для развития в вас той великой и самоотверженной любви, какую мы можем свободно проявлять впоследствии, когда вступим на самостоятельный путь и когда, в особенности, примем на себя то великое и славное служение, к которому и готовит нас семинарское воспитание. Разумею здесь, конечно, служение пастырское… Любовь пастыря к ближним всегда должна простираться до самых крайних пределов, даже, в случае нужды, до самопожертвования. “Пастырь добрый, — говорит Сам Спаситель, — душу свою полагает за овцы своя” (Иоан. 10, 11)»[44]. Став священником, отец Константин всегда и ко всем старался относиться с любовью. Это благодатное делание принесло многоценный плод: во время гонений он своей сердечной заботой утешал малодушных, своей стойкостью укреплял колеблющихся и принял мученическую смерть за Христа.
_______________
[1] Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 20, часть неофиц. С. 685 ; 1900. № 20, часть офиц. С. 364 ; 1901. № 20, часть офиц. С. 265.
[2] Архангельские епархиальные ведомости. 1904. №19, часть неофиц. С. 794 ; 1905. №20, часть неофиц. С. 823 ; 1906. №20, часть неофиц., прил. С. 17 ; 1907. №21, часть неофиц., прил. С. 18 ; 1908. №21, часть неофиц. С. 706 ; 1909. №22, часть неофиц., прил. С. 20 ; 1910. №22, часть офиц., прил. С. 18 ; 1912. №2, неофиц. С. 58 ; 1912. № 24, часть неофиц. С. 703, 707 ; 1914. № 21, часть неофиц., прил. С. 14 ; 1915. № 16, часть офиц., прил. С. 12 ; 1915. № 21, часть неофиц., прил. С. 9.
[3] Архангельские епархиальные ведомости. 1899. № 19, часть неофиц. С. 588 ; 1900. № 19, часть неофиц. С. 532 ; 1901. №18, часть неофиц. С. 490 ; 1902. №12/
[4] Архангельские епархиальные ведомости. 1904. №9, часть офиц. С. 94 ; 1905. №7, часть офиц. С. 74 ; 1907. №7, часть офиц. С. 52.
[5] Архангельские епархиальные ведомости. 1913. № 2, прил. к части неофиц. С. 41.
[6] Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 19, часть офиц. С. 305–306.
[7] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. 1895. Вып. 2. С. 200–203.
[8] Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 13, часть офиц. С. 224.
[9] Архангельские епархиальные ведомости. 1905. №4, часть неофиц. С. 150-151.
[10] Архангельские епархиальные ведомости. 1905. № 11, часть офиц. С. 155.
[11] Архангельские епархиальные ведомости. 1906. № 11, часть неофиц. С. 344–350.
[12] Архангельские епархиальные ведомости. 1910. № 9, часть неофиц. С. 347 ; 1910. № 9, часть неофиц. С. 350.
[13] Архангельские епархиальные ведомости. 1907. № 9, часть офиц. С. 78.
[14] Архангельские епархиальные ведомости. 1908. № 3, часть офиц. С. 40.
[15] Архангельские епархиальные ведомости. 1908. № 9, часть офиц. С. 99.
[16] Архангельские епархиальные ведомости. 1909. № 22, часть офиц. С. 324.
[17] Архангельские епархиальные ведомости. 1909. № 4, часть неофиц. С. 118.
[18] Архангельские епархиальные ведомости. 1910. № 13-14, часть офиц. С. 159.
[19] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 19, прилож. к части офиц. С. 26.
[20] Архангельские епархиальные ведомости. 1914. № 18, часть неофиц. С. 418.
[21] Архангельские епархиальные ведомости. 1910. № 20, часть неофиц. С. 681 ; 1911. № 24, часть неофиц. С. 975 ; 1912. № 15, часть офиц. С. 192 ; 1913. № 7, часть офиц. С. 81 ; 1913. № 19, часть офиц. С. 241 ; 1915. № 12, часть офиц. С. 197 ; 1916. № 16, часть офиц., прил. С. 15.
[22] Архангельские епархиальные ведомости. 1911. № 3, часть офиц., прил. С. 24.
[23] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 24, часть офиц. С. 327-328.
[24] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 12, часть офиц. С. 135.
[25] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 11, часть офиц. С. 120.
[26] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 24, часть неофиц. С. 695.
[27] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 23, часть неофиц. С. 649–653.
[28] Архангельские епархиальные ведомости. 1913. № 1, часть неофиц. С. 16.
[29] Архангельские епархиальные ведомости. 1913. № 3, часть неофиц. С. 50.
[30] Архангельские епархиальные ведомости. 1916. № 24, часть офиц. С. 378-382.
[31] Архангельские епархиальные ведомости. 1914. № 8, часть офиц. С. 173.
[32] Архангельские епархиальные ведомости. 1916. № 14-15, часть неофиц. С. 317.
[33] Архангельские епархиальные ведомости. 1915. № 4, часть офиц. С. 49.
[34] Архангельские епархиальные ведомости. 1914. № 22, часть неофиц. С. 539 ; 1915. № 7, часть неофиц. С. 121 ; 1915. № 8, часть неофиц. С. 134 ; 1915. № 9, часть неофиц. С. 149, 150 ; 1915. № 16, часть неофиц. С. 300 ; 1915. № 17, часть неофиц. С. 329 ; 1915. № 19, часть неофиц. С. 375 ; 1915. № 20, часть неофиц., С. 396 ; 1915. № 22, часть неофиц. С. 445 ; 1916. № 3, часть неофиц. С. 49-51 ; 1916. № 14-15, часть неофиц. С. 323 ; 1916. № 16, часть неофиц. С. 344 ; 1916. № 21, часть неофиц. С. 433 ; 1917. № 2, часть неофиц. С. 25.
[35] Архангельские епархиальные ведомости. 1915. № 10, часть неофиц. С. 183 ; 1916. № 17, часть неофиц. С. 373.
[36] Архангельские епархиальные ведомости. 1917. № 14, часть офиц. С. 224.
[37] Архангельские епархиальные ведомости. 1917. № 16, часть офиц. С. 334.
[38] Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-8191. Л. 174.
[39] Никона (Осипенко), монахиня «И узы Промыслом Божиим были благоустроены». О епископе Софронии (Старкове) // Сборник научных статей и докладов научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», 24–25 июня 2016 г. Архангельск ; Соловки, 2017. С. 117.
[40] Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 230–230 об.
[41] Там же. Л. 602.
[42] Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. П-8191. Л. 171.
[43] Там же. Л. 174 об.
[44] Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 10, часть неофиц. С. 329–330.
Сочинения
Литература
-
Союзом любви во Христе соединенные. Письма духовенства из Соловецкого лагеря и северной ссылки / ред. кол.: архим. Ианнуарий (Недачин), мон. Никона (Осипенко) и др. [Архангельск] : Издание Соловецкого монастыря, 2020. С. 451–454